Основными задачами допрофильной подготовки являются:
выявление и развитие склонностей и способностей учащихся, формирование мотивов выбора будущей профессии и накопление практического опыта в различных сферах допрофессиональной деятельности, ориентированных на выбор профиля обучения на III ступени общего среднего образования;
оказание психолого-педагогической помощи в приобретении учащимися опыта, связанного с профессиональным самоопределением;
формирование способностей принимать решение о выборе дальнейшего направления обучения, путей получения профессии.
Подготовку учащихся к выбору профиля обучения условно можно разделить на III этапа:
I этап (обучение в 8-м классе).
Основные составляющие:
Проведение информационно-разъяснительной работы с учащимися и их родителями (лицами, их заменяющими) о целях и задачах допрофильной подготовки, потребностях регионального рынка труда, образовательных возможностях учебных заведений как региона в целом, так и территориально доступной образовательной сети.
Кроме того, целесообразно издание региональных информационных материалов, знакомящих учащихся и родителей со спецификой, особенностями профильного обучения в целом и в различных учреждениях образования города или района, проведение дней открытых дверей, встреч с преподавателями высших учебных заведений, представителями различных профессий.
Проведение анкетирования учащихся 8-х классов с целью предварительной диагностики их образовательных потребностей.
На основании результатов диагностики учащихся в каждом учреждении образования выстраиваются индивидуальные модели допрофильной подготовки, составляются перечни факультативных занятий (Приложение 1).
Организация углубленного изучения предметов на дифференцированной основе в целях формирования у учащихся стойкого интереса к предмету, развития их способностей.
Углубленное изучение отдельных предметов осуществляется только по программам и учебникам, допущенным Министерством образования Республики Беларусь.
II этап (обучение в 9 классе);
III этап (по окончании 9-го класса).
Основные составляющие:
проведение анкетирования учащихся 9-х классов в начале учебного года, целью которого является изучение изменений в образовательных потребностях учащихся, внесение своевременных корректив в индивидуальные модели допрофильной подготовки, в перечень факультативных занятий (Приложение 2);
составление индивидуальных предпрофильных карт учащихся 9-х классов, в которых, как правило, отражаются результаты диагностики, даются рекомендации по выбору того или иного направления профильного обучения;
введение факультативных занятий, предполагающих повышенный и углубленный уровни изучения учебных предметов.
При организации факультативных занятий, которые составляют основное содержание допрофильной подготовки в классах II ступени общего среднего образования, необходимо обратить внимание на следующее:
перечень факультативных занятий необходимо составить по окончании учащимися 8-го класса на основе ранее проведенной диагностики;
содержание факультативных занятий должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и формировать интерес у учащихся к освоению того или иного профиля обучения;
перечень факультативных занятий должен быть вариативным, их количество - достаточным для возможности реального выбора;
учащиеся должны получить представление о различных профильных направлениях, предоставляемых учреждением образования, и в течение учебного года иметь возможность, в соответствии с собственными пожеланиями, посетить соответствующие факультативные занятия.
Эффективность допрофильной подготовки зависит от ряда факторов, в т. ч. от профориентационной работы, которая способствует принятию учащимися решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения степени готовности подростков к осознанному социальному, профессиональному и культурному самоопределению.
При организации профориентационной работы в учреждении образования возможно создание психолого-педагогической консультации, которая проводит практическую работу по соответствующей диагностике учащихся II ступени общего среднего образования, а именно: анкетирование, тестирование, консультации и т.д. (приложение 3).
К общим вопросам организации работы психолого-педагогической консультации относится распределение функциональных обязанностей между специалистами (педагогом-психологом, педагогом-социальным, учителями-предметниками, классными руководителями и т.д.) по следующим направлениям:
психодиагностике;
психокоррекции;
информационно-разъяснительной работе;
социологическим исследованиям;
консультированию.
При отсутствии в учреждении образования психологической службы необходима совместная деятельность с районным учебно-методическим кабинетом.
В качестве дополнительных возможностей для организации допрофильной подготовки целесообразно:
привлекать к проведению факультативных занятий преподавателей учреждений высшего образования (на основании временных договоров);
использовать ресурсы дополнительного образования для организации работы кружков, клубов и студий в микрорайоне учреждения образования, в целях профессиональной ориентации учащихся, их подготовки к возможному выбору профиля обучения, удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей;
использовать современные информационные и коммуникационные технологии в обучении.
Руководителям учреждений образования необходимо использовать в практической деятельности проведение мониторинговых исследований качества допрофильной подготовки, основными объектами которых являются:
уровень учебных достижений учащихся по предметам, которые изучаются углубленно;
качество и практическая направленность проводимых факультативных занятий;
результативность участия в районных, республиканских олимпиадах, в конкурсах;
разработка и защита самостоятельных проектов, творческих работ и т.д.
Результаты мониторинговых исследований учитываются при определении готовности учащихся 9-х классов к выбору профильного направления на III ступени общего среднего образования, их способности к обучению по избранному профилю обучения.
Ориентировочными критериями готовности учащихся 9-х классов к выбору профильного направления на III ступени общего среднего образования:
информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования и профессионального самоопределения;
осознанное понимание индивидуальных целей профильного обучения;
наличие собственного опыта усвоения учебного материала, сформированность практических навыков, востребованных в профильном обучении.